ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН

  О приборах безопасности (см. Ликбез на главной странице), их функциональных возможностях,
технических характеристиках, достаточно информации можно найти на сайтах изготовителей.
Нам бы хотелось, на основе нашего многолетнего опыта обслуживания этих приборов, заострить
Ваше внимание на практическом их приминении с точки зрения потребителя. Мы не будим
рассматривать марально устаревшие и не соответствующие требованиям "Правил ПБ 10-382-00", аналоговые приборы, а остановимся на многофункциональных микропроцессорных приборах
безопасности грузоподъемных машин и механизмов.

  В первую очередь это: ОНК-140 (разработка ООО НПП "ЭГО ), производство до 2007г.
ОАО "Арзамаcского приборостроительного завода" , а с 2007г. ООО "Арзамасского электромеханического завода" ) благодаря своим несомненным достоинствам, завоевал в свое время
практически монопольное положение на рынке комплексных микропроцессорных приборов
безопасности для кранов. И, хотя, ОНК-140 начал выпускаться более 10 лет назад, а на данный
момент, фактически снят с производства, он все еще наиболее распространнен.
  К его достоинствам, несомненно, следует отнести:

  • функциональные возможности прибора- полный набор защит, удовлетворяющий всем
    требованиям;
  • очень надежную электронику- случаи выхода из строя единичны и то, в основном,
    из-за внешних воздействий ;
  • число модификаций (более 100)- разработчики несомненно постарались, чтобы охватить
    наибольшее количество типов кранов, как отечественного, так и зарубежного
    производства, эксплуатаруемых в нашей стране.

  Если говорить о недостатках, то пожалуй, это прежде всего недостаточная эргономичность,
а проще говоря, неудобство панели индикации и управления.

Рассмотрим теперь поподробней прибор ОНК-140 в работе, какие могут возникнуть проблемы
и как их устранить. Как мы уже говорили, электроника у этого прибора очень надежна, и если он
у Вас не работает или работает некорректно, то это вероятнее всего может быть одна из следующих
причин:

  • механическое повреждение или механическое смещение настройки одного или более
    датчиков;
  • неисправность электросхемы крана;
  • человеческий фактор.

  Механическому воздействию более всего подвержены:
  - соединительные кабели;
  -барабан датчика длины стрелы, у кранов с изменяющейся длиной стрелы;
  - модуль защиты от опасного напряжения (МЗОН), расположенный на торце оголовка стрелы.

Полезный совет.
   Для защиты МЗОНа от повреждений можно применить решетку из металических
прутков. Нельзя закрывать МЗОН сплошным металлическим коробом, также как и
недопустимо соприкосновение корпуса МЗОНа в "квадратном" исполнении (МЗОН-1)
с металлическими частями, соединенными со стрелой, так как его корпус является
приемной антенной.
  Слабое место барабана датчика длины стрелы это пружина. Обламывается при инерционном
вращении барабана по часовой стрелке, после соскакивания или обрыва "полевого" провода.
Особенно опасно при максимально выдвинутой стреле, когда пружина наиболее натянута.
( Для справки: марка "полевого" провода - П274М, 3 стальных жилы+4 медных жилы ).
Полезный совет.
   Для предотвращения сваливания "полевого" провода можно установить
"направляющую" в виде вытянутого узкого прямоугольника непосредственно перед
барабаном, с небольшим зазором. Такие "направляющие" устанавливаются
Челябинским изготовителем ООО НПП "Резонанс" на барабаны
последних моделей прибора ОГМ-240 (фото 1, фото 2).

  Еще одна неприятность, часто встречающаяся на барабанах прибора
ОНК-140- самопроизвольное ослабление центрального винта, крепящего
поворотную часть барабана, приводит к плохому контакту с токоведущими
дорожками барабана, что проявляется в неустойчивой работе связки
"МЗОН - концевой выключатель подъема груза". Устраняется
периодическим подтягиванием винта длинной отверткой.

  Не трудно понять,что микропроцессорный прибор безопасности,
установленный на кран, не является полностью автономным устройством,
а тесно взаимосвязан с электросхемой крана. Связь эта осуществляется,
в основном, с помощью концевых выключателей, как со стороны
дискретных входов прибора, сообщающих о текущем режиме и состоянии
крана, так и со стороны исполнительных реле, запрещающих или
разрешающих определенные движения. Концевые выключатели могут быть
механического типа или безконтактные ( магнитные ). Выход из строя или
неточная настройка концевых выключателей может привести к
неправильной работе прибора. Например, неправильная работа концевого
выключателя на рычаге выдвижения стрелы приводит к неверному
определению прибором разрешенной грузоподъемности. Поэтому, к концевым
выключателям требуется повышенное внимание.

Барабан прибора ОГМ-240

Фото1.
Барабан прибора
ОГМ-240.



Барабан прибора ОНК-140

Фото2.
Самодельная
"направляющая"
на барабане
датчика длины
ОНК-140.

  Безусловно, самой большой проблемой микропроцессорного прибора безопасности ОНК-140 является,
недостаточное удобство индикации в сочетании с человеческим фактором. Дело в том, что морально
устаревшая индикация прибора ОНК-140 сообщает о различных состояниях и причинах остановки
крана с помощью примитивных ошибок "Е" и миганием определенных светодиодов. На самом деле
сложного здесь ничего нет, и всегда можно определить что происходит, сопоставив,
высвечивающиеся на индикаторной панели: режим работы, грузоподъемность, фактически
поднимаемый груз и т.д. Но... "инструкции по эксплуатации" у нас, как всегда, читать не любят, и на
вопрос - "Что случилось?", нередко, можно услышать в ответ - "Там все мигает и пищит". В результате,
крановщику проще "задавить" электрогидроклапан, отключающий гидросистему или попросить
какого-нибудь "умельца" заблокировать ограничитель ОНК-140 электрическим путем. Таким образом,
полезный и дорогостоящий прибор превращается в красивую, ненужную игрушку. Чего только стоит
пресловутая ошибка "Е 11"!

Очень полезный совет.
Для устранения проблем с ошибкой "Е 11" всегда вводите координатную защиту.
см. " Анализ неисправностей и ошибок... Ошибка "Е 11".

  Краткий обзор некоторых других многофункциональных приборов безопасности для кранов.

  ОНК-160 - микропроцессорный ограничитель нагрузки крана, пришедший на замену ОНК-140.
По сравнению с предшественником:

  • улучшена эргономика - теперь на блоке отображения информации все пишется на нормальном
    русском языке;
  • охвачено еще большее количество типов кранов, за счет возможности перепрограммирования
    и гибкой системы настройки - практически, есть возможность адаптировать к любому крану;
  • ряд других достоинств.

К недостаткам, в первую очередь, следует отнести значительное повышение стоимости прибора по
сравнению с ОНК-140.

  ОНК-160С - ограничитель нагрузки крана для стреловых кранов.
  ОНК-160Б - ограничитель нагрузки крана для башенных кранов.
  ОНК-160М - ограничитель нагрузки крана для кранов мостового типа.

  ОГМ-240- микропроцессорный многофункциональный прибор безопасности. Разработан и
выпускаетсяООО НПП "Резонанс" г.Челябинск. Начало серийного выпуска с 2002г.Приборы
ранних выпусков, по нашему мнению, страдали недостаточно надежной электроникой. Сейчас, на
данный период, с выпуском нового вида прибора, этот недостаток преодолен и, с учетом более
низкой цены, ОГМ-240 является достойным конкурентом ОНК-160. Единственный недостаток -
малое количество охваченных типов кранов.
  АЗК-110 - разновидность прибора ОГМ-240, для трубоукладчиков. Особо хочется отметить
эргономику этого прибора, где синтезатор речи, приятным женским голосом, предупреждает
машиниста трубоукладчика о критических режимах роботы.

При использовании этого материала ссылка на данный сайт обязательна.






Яндекс.Метрика ekpb НикНок Товары и услуги - каталог сайтов
2011 - 2014